За подготовку вратарей хоккейной школы Нововоронежа отвечает воспитанник воронежского хоккея, бывший голкипер «Бурана». На предложение рассказать о специфике своей тренерской деятельности Руслан ПОПОВ откликнулся с удовольствием.
Дефицита с вратарями нет
— В Нововоронеже работаю второй год, мне нравится, все отлично. В тренерском коллективе хоккейной школы сейчас четыре штатных специалиста: Максим Протопопов, Алексей Салащенко, Юлия Карпова и я. Пришел где-то через год после ввода в строй арены «Остальная». По мере необходимости помогаю коллегам в проведении тренировочных занятий, но в основном специализируюсь на подготовке вратарей всех возрастов. Направление очень ответственное, ведь не зря считается, что хороший вратарь в хоккее — это больше полкоманды.
— Да уж, обязанности у вас весьма ответственные.
— На самом деле все просто. Во-первых, это индивидуальный подход к каждому ребенку. Во-вторых, стремлюсь культивировать у воспитанников любовь к хоккею. В-третьих, стараюсь передавать накопленные профессиональные навыки своим воспитанникам.
— Вот пришли вы первый раз к юным хоккеистам, раскрывайте секрет, как проводите отбор в голкиперы.
— К моменту моего появления в Нововоронеже вратарский костяк в хоккейной школе уже был сформирован. Что же касается выбора, то у нас на первом месте, конечно же, желание самого ребенка. Потом обращаю внимание на такие качества, как быстрота, ловкость, активность. В идеале еще ценится умение максимально оперативно принимать решения и предугадывать события на льду.
— Желающих много?
— Немало. Просто на первом этапе некоторые думают, что на последнем рубеже им будет полегче. Защищаешь ворота, отбиваешь шайбы, бегать через всю площадку не надо.
— Существуют, наверное, определенные ограничения, ведь не может же быть в команде пять или более вратарей.
— Для одной возрастной группы нормой считается четыре голкипера. На данный момент дефицита с вратарями у нас точно нет. В Нововоронеже их столько, сколько нужно.
— А бывают случаи переквалификации? Например, мальчик начинает нападающим, а потом тренер видит, что ему есть смысл попробовать себя в воротах.
— Хоккейная школа у нас молодая, как такового селекционного отбора нет, работаем со всеми желающими. Но в дальнейшем планируется систему подготовки немного корректировать и переходить на точечный отбор.
Занятия на положительном фоне
— Юные вратари участвуют в общих занятиях или вы сразу проводите специальную работу?
— Конечно же командная тренировка — это основа. У нас есть определенное время для вратарских упражнений. В остальном они полноценно участвуют в подготовительном процессе, начиная с разминки, отработке специальных заданий, и заканчивая двусторонней игрой. Дополнительно проводятся специализированные упражнения. Отрабатываем с ребятами технику катания, правильные передвижения в воротах и прочие вратарские нюансы.
— На вашей практике уже были случаи, когда дети понимали, что облачившись в экипировку голкипера они занялись не своим делом?
— Нет, пока всем все нравится. И родители довольны, ведь дети идут на тренировки с огромным желанием. Занятия проходят на положительном эмоциональном фоне. У нас сейчас в старшей и средней группах вратари уже определились. У младших это еще предстоит сделать. Малыши еще осваиваются на льду, учатся твердо стоять на коньках,
притираются друг другу в коллективе. Где-то через год встанет вопрос отбора в бригаду вратарей.
— Учитываете тот факт, что сейчас мода на габаритных голкиперов?
— Это на профессиональном уровне. Там габариты и физические данные имеют огромную роль. В НХЛ вообще существует жесткие критерии по росту и весу. Не подходишь под определенный стандарт — твою кандидатуру даже не будут рассматривать. Но в хоккейной школе Нововоронежа подход иной. Мы работаем со всеми желающими, пытаемся раскрыть потенциал каждого ребенка.
В 12 лет — в Москву
— Было бы интересно узнать о том, как сложилась ваша игровая карьера.
— Хоккеем я начал заниматься с пяти лет в Воронеже. Начинал полевым игроком, но года через два мой первый тренер Роман Валентинович Заводов предложил попробовать свои силы в воротах. В результате вот уже 18 лет занимаюсь вратарским ремеслом, которое мне очень нравится.
— Сразу стало получаться?
— Результаты показывал неплохие, если в 11 лет по рекомендации Заводова поехал в Москву. Смотрины в детской школе «Русь» прошли успешно. Первое время со мной были родители, потом бабушки с дедушками приезжали. А через какое-то время пришлось привыкать к самостоятельности. Родители снимали квартиру, и я с 12 лет жил в Москве один.
— Серьезное испытание.
— Не все так страшно, папа с мамой каждые выходные наведывались, готовили еду, помогали наводить порядок. Да и график жизни был, наверное, ближе к солдатскому, все расписано буквально по минутам. Учебу в спецклассе совмещал с двухразовыми тренировками. Рядом жили еще три игрока из команды, транспортные проблемы решали сообща.
— К выпускному классу наверняка пришло время определяться.
— Конечно, тем более, что выбор был небольшой — дальше совершенствовать свое вратарское мастерство либо искать себе в новой профессии. Я выбрал первое и в 17 лет отправился на просмотр в систему питерского СКА. В результате был зачислен в команду «Серебряные львы», которая в дальнейшем была преобразована в «СКА-Неву». Подписал первый профессиональный контракт и следующие три сезона провел в молодежной дружине Санкт-Петербурга, выступал в ВХЛ за «СКА-Карелию». После этого уехал в Польшу, где отыграл полсезона в составе клуба «Новый Тарг» из Подхалле. А затем вернулся домой.
— Как оцените уровень польского хоккея?
— Скорее ближе к ВХЛ, результат в основном делают иностранцы — финны, канадцы. А вот интерес к хоккею большой, ледовые арены заполняются полностью. Даже можно сказать, что там царит хоккейный ажиотаж.
— В Воронеж сразу отправились в «Буран»?
— Да, по возрасту я еще проходил в молодежную команду, поэтому поработать пришлось на два фронта. В первой команде играл под руководством Сергея Валерьевича Карого, периодически случались командировки в Россошь. На следующий сезон подписал с воронежским клубом уже полноценный односторонний контракт. Но если откровенно, то все в итоге сложилось совсем не так, как бы мне хотелось.
О выборе не жалею
— Причина?
— Возможно, снизил требовательность к себе. К тому же я всегда привык брать ответственность на себя. А во время выступлений за «Буран» в голове были мысли, которые мешали реализовать себя на 100%. Где-то, наверное, недоработал, а вратарю,
чтобы вставать на пути шайбы, надо абстрагироваться от всего остального. Если что-то беспокоит, то это сразу отражается на игре. И вот по ходу сезона-2017/18 пришло осознание того, что нужно что-то менять. Поговорил откровенно с руководством, и мы пришли к обоюдному согласию расторгнуть контракт.
— В довольно молодом возрасте пришлось задуматься, что делать дальше. Как решили эту проблему?
— Желание поработать тренерам было давно. Поэтому когда появился вариант с трудоустройством в Нововоронеже, я с решением не колебался. И о сделанном выборе не жалею. Хоккей с ранних лет вышел на первое место, без него я свою жизнь представить не могу. Так что никаких других вариантов, кроме спорта, я даже не рассматривал.
— И для этого пришлось учиться?
— Обязательно. Еще в Санкт-Петербурге получил высшее экономическое образование в институте экономики и управления. А совсем недавно прошел курс переподготовки в Московском институте физкультуры, получив необходимую тренерскую лицензию.
Вратари ДЮСШ Нововоронежа:
Альберт Толубаев (2009 г.р.), Лука Востряков (2010), Сергей Мухин (2012), Максим Соснышев (2013), Михаил Сафронов (2013).
Руслан ПОПОВ
Родился 8 мая 1996 года в Воронеже. Хоккеем занимается с 5 лет. Воспитанник хоккейной СДЮСШОР Воронежа. Первый тренер — Роман Валентинович Заводов. Выпускник ДЮСШ «Русь» (Москва). Вратарь. Выступал за «ВМФ-Карелия» (Санкт-Петербург, ВХЛ, 2013/14), «СКА-Карелия» (Санкт-Петербург, ВХЛ, 2014/15), «СКА-Серебряные Львы (Санкт-Петербург, МХЛ, 2013/16), «Подхалле» (Новы-Тарг, чемпионат Польша, 2016), «Буран» (Воронеж, ВХЛ, 2016/18).
Тренер по хоккею III категории ДЮСШ Нововоронежа.